Для тех, кто не был в Bay Area и не знает, BART - это электричка, соединяющая города восточной части залива с Сан-Франциско и его пригородами. По сути, это единственная альтернатива автомобилю, если вам нужно попасть, например, из Фремонта или из Оклэнда в Сан-Франциско (а таких людей - тысячи).
На данный момент парк электропоездов BART - самый старый в США. Средний возраст вагонов - 30 лет!
BART запустили в 1972 году, и первые составы до сих пор находятся в эксплуатации. В 90-х их слегка "освежили", но теперь подходит к концу срок их эксплуатации. Теперь компании просто некуда деваться.
Уже почти месяц как концепт нового вагона показывают всем желающим в разных городах Bay Area. Я не устояла перед соблазном и отправилась изучать модель в тот день, когда ее выставляли в нашем Фремонте.

Проект обновления парка запустили еще в 2012 году. На данный момент он все еще находится на стадии дизайна и разработки. Это небыстрый и трудоемкий процесс со сложной системой поставок, сборки и тестирования. В 2015 году компания Bombardier, выбранная на конкурсной основе, поставит 10 вагонов, которые будут проходить пилотные испытания на служебных путях и на основных путях (по ночам) в течение 18 месяцев. При условии успешного прохождения всех испытаний, в 2016 году начнется производство новых вагонов, а в эксплуатацию их начнут вводить в 2017 году, пока не поставят все 775 вагонов к концу 2021 года. Далее, в зависимости от финансовых возможностей компании, с целью соответствия возрастающему спросу парк планируют увеличить до 1000 вагонов.
На данный момент внутри самого приятного из вагонов BART очень уныло и некомфортно.

Внутри нового вагона мне понравилось:

Итак, что же нового предлагает нам BART, а что стало просто лучше:
1. Сидения.
Более удобные, не спорю. Правда, скрипят ужасно. А еще, они такие узкие, ну прямо не под стандартные американские попы. Предвкушаю, как меня будет спихивать с моего сидения какая-нибудь крупная тетя, которой мало одного своего сидения.

Кроме того, все сидения будут виниловые. Сейчас сидения в некоторых вагонах тряпичные. Садиться на это грязное нечто, которое уже невозможно отмыть, приятного мало. Однажды, в дни забастовки работников BART'а, когда они были у всех на устах, на уроках английского наша учительница сказала, что уже больше 10 лет принципиально на BART'е не ездит - брезгует. Как-то раз какая-то служба взяла пробы с сидений и пришла в ужас - под ободком унитаза и то чище, чем в поездах BART'а. И правда, после поездки на этой электричке руки помыть хочется в пять раз сильней, чем, скажем, после поездки в московском метро.
Цвета сидений будут разными для приведения в исполнение закона об обозначении мест для пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Однако, именно такая цветовая гамма вызвала бурю противоречий у фанатов футбольной команды 49ers из Сан-Франциско. Дело в том, что неоновый синий и зеленый - фирменные цвета команды Seattle Seahawks, заклятых соперников родной для Bay Area команды 49ers. На сайте Change.org появилась петиция к руководству BART'а пересмотреть цветовую гамму: "Облачение новых сидений Bay Area Rapid Transit в командные цвета Seattle Seahawks - это оскорбление и пощечина каждому фанату 49ers, который будет ездить на BART'е." На данный момент петицию подписали уже более 3000 фанатов команды.
Что действительно подозрительно в этой истории, так это то, что генеральный менеджер BART до этого был главой департамента транспорта Сиэтла. Вот так вот! Посмотрим, что из этого выйдет.
2. Потолки и освещение.
За счет совершенно новой конструкции и ухода коммуникаций в низ вагона стало возможным поднять потолок. Добавьте сюда ненавязчивые светильники, и получаем весьма комфортный вагон.

3. Информация и оповещения.
На стратегически важных местах на стенах появятся ЖК-дисплеи с картой и информацией о следующей станции. Они видны из любой точки вагона и могут показывать любую необходимую информацию. Минус - отсвечивают.

4. Велосипедные стойки.
Сейчас не в каждый вагон можно зайти с велосипедом, и вообще, я не раз видела, как люди мучаются с велосипедами, если их более одного в вагоне или, что еще сложней, если в вагоне еще и едет инвалид, которому необходимо уступить место, где вы могли бы везти свой велосипед. Теперь в каждом вагоне места для людей с ограниченными возможностями и велосипедистов разделены, а для велосипедистов установлена тройная стойка.

5. Тройной поручень.
Абсолютное новшество для вагонов BART'а. Без нее в центре площадки у дверей нового вагона просто не за что больше держаться. Несмотря на то, что на сайте службы написано, будто отзывы на новый поручень в 62% прекрасные, сотрудник, показывавший нам вагон, сказал, что большинство молодых пассажиров выступают с резкой критикой этой конструкции. И действительно, с одной стороны, за нее удобно держаться, с другой, она преграждает свободный проход к дверям. В часы пик об нее могут и приложить неслабо. Честно говоря, судьба этого поручня интересует меня больше всего в дизайне вагона.

6. Дополнительные двери.
Сейчас на достаточно длинный вагон приходится всего две пары дверей. Из середины вагона добираться к ним бывает весьма тяжело. Три пары дверей решат эту проблему. И хотя количество сидений в вагоне пришлось снизить на 4-5 штук из-за новых буферных зон, обеспечивающих защиту при ударе, и как раз из-за дополнительных дверей, на мой взгляд, уж лучше двери и безопасность, чем лишняя возможность присесть.

Источник
Также, по многочисленным просьбам и требованиям, новые вагоны будут:
- тише (сейчас шум может достигать 100 и выше децибел, а это реально вредно для слуха)
- прохладней
- комфортабельней - обещается, что сидения более удобны с ортопедической точки зрения
- удобней в использовании (вагоны будут обозначены в цвета той ветки, которую они обслуживают)
После детального осмотра вагона и бесед с сотрудниками BART'а всем предлагали заполнить детальную анкету с обратной связью.

Вообще, я была приятно удивлена тем, как активно люди участвовали во всем этом. Люди приходили с детьми, с пожилыми родителями, приезжали люди на колясках, чтобы проверить, удобен ли вагон для них. В вагоне иногда было не протолкнуться, люди внимательно все обходили и тут же обсуждали свои сомнения с сотрудниками - я услышала много замечаний о тех мелочах, о которых сама бы никогда не подумала, даже если бы ездила на электричке каждый день. Людям НЕ ВСЕ РАВНО. Их очень волнует, каким будет их основной и не только основной транспорт на ближайшие лет 30 - ведь действительно, это им ездить в нем каждый день и испытывать на себе все удобства и неудобства. И они делают то, что могут сделать для улучшения вагона, сейчас - вместо того, чтобы потом ругать BART за то, что руководство о чем-то не подумало.

Те, кто ездил на BART'е - как вам вагон? Интересны ваши впечатления.
Эти и другие фотографии нового вагона BART - здесь.
Journal information