USS Hornet (CV/CVA/CVS-12)

Наконец-то я созрела для большого поста об американском авианосце USS Hornet (CV/CVA/CVS-12), действовавшем в составе Военно-морских сил США, в основном, в период Второй Мировой войны.
Часть фото будут моими, сделанными во время визита на авианосец в конце прошлого года, часть - из различных архивов.

Хорнет был введен в эксплуатацию 29 ноября 1943 года и через три месяца присоединился к военно-морским силам США на Тихоокеанском театре военных событий Второй Мировой войны. Также затем корабль участвовал в операции "Волшебный ковер" по репатриации в США около 8 млн. американских военнослужащих с территорий Европы и Тихоокеанского театра боевых действий; участвовал в Корейской и Вьетнамской войнах, а также сыграл важную роль в программе "Аполлон-11" - это тот самый корабль, который в 1969 году подобрал капсулу с астронавтами, вернувшимися с Луны. В том же году обеспечивал посадку "Аполлона-12".
Окончательно выведен из состава боевого флота в 1970 году. Объявлен Национальным историческим памятником США и Калифорнии. В 1998 году обретший вечную стоянку в порту города Alameda Хорнет был открыт для публики в качестве плавучего музея.

IMG_4080


[Хорнеты]
Имя Хорнет (или Шершень по-русски) - одно из самых известных имен в военно-морской истории США. Первым это имя носил сторожевой корабль, спущенный на воду в Балтиморе еще в 1775 году. После выполнения нескольких заданий во время Войны за независимость США, в 1777 году корабль был окружен превосходящими силами противника на реке Delaware. Чтобы корабль не попал в руки противника, поступил приказ его уничтожить.
USS Hornet CV-12 стал восьмым кораблем, названным таким именем. Вообще, при закладке 3 августа 1942 года он получил название Kearsarge, но уже 26 октября в бою у островов Санта-Крус потерпел поражение и был потоплен USS Hornet (CV-8), и потому имя перешло к CV-12. Но первоначально данное имя Kearsarge до сих пор значится на килевой доске корабля.

1. Секретарь ВМС Фрэнк Нокс и миссис Анни Рейд Нокс на церемонии освящения Хорнета, 30 августа 1943 г.
USS_Hornet_(CV-12)_christened_by_Annie_Knox
Источник

2. Спуск на воду.
021237
Steve Whitby, http://www.navsource.org/archives

3. Бой у Санта-Крус. Покинутый командой авианосец Хорнет CV-8 тонет.
SantaCruzHornetSinking
Источник


CV-12 принадлежит к классу "Эссекс" - серии тяжёлых ударных авианосцев США периода Второй мировой войны. Проектирование было завершено еще до вступления США в войну, причем предполагалось построить лишь один корабль этого типа - как дополнение к авианосцам типа "Йорктаун" (к которым и принадлежал погибший в 42-м году CV-8). Но вступление США в войну потребовало массового строительства авианосцев, и класс "Эссекс" посчитали наиболее современным на тот момент.
В общей сложности, с 1940 по 1945 были построены 24 авианосца типа "Эссекс". К 1943 году они стали основным типом тяжёлых авианосцев США и активно использовались вплоть до конца войны, причём при этом ни один из них не был потерян, хотя несколько из авианосцев получали серьёзные повреждения. В конце 1960-х - начале 1970-х большинство кораблей было снято с вооружения как морально устаревшие, и лишь один из них, Лексингтон, оставался в строю в роли учебного авианосца вплоть до 1992 года.

[Откуда у USS Hornet взялись приставки CV/CVA/CVS]
CV, CVA, CVS - аббревиатуры классов кораблей. В США для обозначения кораблей используется классификация по бортовому номеру (Hull number). Он состоит из буквенной аббревиатуры его класса вместе с идентификационным номером.
Так, аббревиатура CV обозначает авианесущий корабль. 12 - идентификационный номер. USS, стоящая в начале, означает Unites States ship - корабль Соединенных Штатов.
Таким образом, наименование корабля USS Hornet (CV-12) становится легко читаемым.

Кораблям, которые прошли глубокую модернизацию или были переведены в другой класс, может быть присвоен новый класс, также им может быть как присвоен новый идентификационный номер, так и оставлен старый.

В 1952 году Хорнет был отправлен на перевооружение и спустя год был переквалифицирован в ударный авианосец и получил класс CVA.

4. Хорнет покидает Нью-Йорк после первого перевооружения. Осень 1953 г.
021219
Ken Kauffman, http://www.navsource.org/archives

5. На пути в залив Гуантамано во время пробного плавания. Январь 1954 г.
021217
Scott Dyben, http://www.navsource.org/archives

6. Дозаправка эсминца USS Hale (DD-642) от Хорнета, Южно-Китайское море, 1954 г.
021209
USN, http://www.navsource.org/archives

В 1958 году корабль был снова перевооружен и получил приставку CVS - авианосец противолодочной обороны.

7. Эскадренный танкер-заправщик USS Cimarron (AO-22), USS Hornet (CVS-12) и эсминец USS Nicholas (DD-449) у берегов Северного Вьетнама, ок. 1966 г.
091902208
NHC, http://www.navsource.org/archives


[Факты о USS Hornet CV-12]
8.
0212aj

Стоимость: 69 млн. долл.
Длина: 260,9 м
Осадка: 8,2 м
Ширина взлетной палубы: 36,5 м
Движущая сила: 150 тыс. л.с.
Водоизмещение: 27 тыс. т.
Команда: до 4000 человек во времена Второй Мировой
Воздушный флот - до 101 единицы во времена Второй Мировой

Был атакован 59 раз, ни разу не был задет.
Авиационный флот, базирующийся на Хорнете, уничтожил 1 410 японских воздушных судов; вражеских кораблей - общим водоизмещением 1 269 710 тонн (около 55 кораблей).
10 пилотов, служащих на Хорнете, были удостоены звания Ace in a Day (сбили 5 и более самолетов противника в день).
30 из 42 пилотов самолета VF-2 Hellcat были признаны асами.
Рекорды по уничтожению вражеской авиации: 72 в день, 255 в месяц.
Сыграл решающую роль в уничтожении японского линкора Ямато - флагмана Объединенного флота.

9. По разным версиям, либо проверка орудий, либо ведение огня во время атаки на Токио, 1945 г.
403px-40mm_guns_firing_aboard_USS_Hornet
Источник

Хорнет считается одним из самых "населенных призраками" боевых кораблей США. Корабль даже показывали в шоу на MTV и Syfy Channel. За 27 лет активного функционирования авианосца на борту погибло более 300 человек. Большинство, конечно, пришлось на долю сражений. Кроме того, CV-12 снискал дурную славу как корабль с самым большим количеством суицидов во всем военно-морском флоте.

Интересно, что все корабли, про которые я читала, используются в языке как одушевленные предметы, более того - женского рода. Т.е., про них пишут she, а не it.

И еще несколько фото из архивов:

10.
0212ao
The Library of Congress, via Robert M. Cieri, http://www.navsource.org/archives

11. Не спрашивайте меня, что это =)
0212aud
Robert Guttman, http://www.navsource.org/archives

12.
021232
Steve Whitby, http://www.navsource.org/archives

13.
021291
Steve Whitby, http://www.navsource.org/archives

14. Японский "Камикадзе" промахнулся.
0212av
Robert Guttman, http://www.navsource.org/archives

15. Зато тайфун не промахнулся.
021203
Tracy White, Researcher @ Large



[Аполлон-11]
16. Экипаж в составе Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Базза Олдрина подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Следом на Хорнет был доставлен командный модуль "Колумбия".
500px-Splashdown_3
Источник

17. Модель капсулы, предшествовавшая командному модулю "Колумбия". Участвовала в беспилотных испытаниях.
IMG_4077

18. Внутри.
IMG_4075

19. Экипаж "Аполлона-11" на борту CV-12 переходит из вертолёта в карантинный фургон. Впереди — Коллинз, за ним - Армстронг и Олдрин.
388px-Apollo_11_crew_on_board_USS_Hornet
Источник

В СССР в тот день в прямом эфире проводилась трансляция доставки астронавтов на Хорнет.

20. Астронавты Apollo 11, находящиеся в карантинной капсуле на борту Хорнета, разговаривают с президентом Никсоном.
hornet2
Фото с сайта http://www.hnsa.org/

21. Внутри карантинной капсулы.
IMG_4078


[Корабль сегодня]
Как упоминалось выше, ныне корабль стоит на вечной стоянке с прекрасным видом на Сан-Франциско и превращен в плавучий музей с большим количеством экспозиций. Далее буду выкладывать только свои фото и параллельно рассказывать интересные факты, которые нам поведал гид, ранее служивший на Хорнете.

22.
IMG_3967

23.
IMG_3971

24.
IMG_3979

25. Прачечная. Гид поведал, что форму засовывали в небольшой пронумерованный мешок, в котором одежда и стиралась, и сушилась. Потом из-за этого на ней приходилось спать, чтобы хоть как-то разгладить.
IMG_3983

26. Помнится, у мамы до сих пор имеется такая функционирующая гладилка, только поменьше, конечно.
IMG_3985

27. Фрагменты механизма стартовой катапульты, с помощью которой с авианосца запускались самолеты.
IMG_3988

28.
IMG_3990

29. Видимо, аналог гауптвахты? Здесь провинившиеся только спали, а днем они работали в двигательном отсеке. Гид говорил, что там существовало правило: входивший в помещение с наказанными обязан быть предупредить о том, что он входит, чтобы все опустили головы и не видели, кто и зачем пришел в двигательный отсек.
IMG_3993

30.
IMG_3996

31. Медпункт.
IMG_3997

32. Двигательный отсек. В те времена инженеры дежурили там по двое, стараясь стоять недалеко от трубы, из которой дул холодный воздух - температура в отсеке достигала 50 градусов. Также в отсеке было очень шумно, а потому команды об изменении курса и обратные сигналы о получении инструкции передавались через специальный "телеграф".
IMG_4000

33. К сожалению, сейчас я уже не помню, как расшифровать эту надпись, но это наглядный пример, что по одному только номеру комнаты можно было понять, в какой части корабля находишься - в нем содержится и номер палубы, и уровень. Гид говорил, что большинство служащих не видели корабль изнутри целиком - они несли службу в строго определенной части и в другие части никогда не ходили. Это как небольшой город с закрытыми друг от друга районами. Весьма удручающе.
IMG_4001

34. Одна из кухонь и раздача.
IMG_4003

35. Одна из столовых. Поток людей был нескончаемым, и приемы пищи постепенно перетекали один в другой. Среднее время на прием пищи - 30 секунд, но даже не потому, что надо было спешить на рабочее место, а потому, что над душой у обедающего стояло несколько человек в очереди на сидячее место.
IMG_4004

36. Вот такая укомплектованная кухня.
IMG_4007

37. Вышли на палубу - а там павильон разбирают. Как потом выяснилось, у Google накануне там была вечеринка. Да, корабль для пополнений ресурсов сдает палубу в аренду для мероприятий, но вообще прям просится фейспалм...
IMG_4008

38.
IMG_4009

39.
IMG_4014

40. Сосед
IMG_4019

41.
IMG_4011

42. Downtown SF и Bay Bridge
IMG_4028

43. А вот и она - катапульта, точнее, другая ее часть.
IMG_4032

44. А это - как раз пульт управления подачей сигналов в отсек двигателя на капитанском мостике - сверху как раз поставили фото, подобное тому, что вы видели выше.
IMG_4048

45.
IMG_4064

46. Хотела бы я описать, что тут и зачем, но ничего в этом не понимаю. Одно могу сказать - там мне понравилось больше, чем внутри корабля =)
IMG_4056

47.
IMG_4041

48. На палубу выводит достаточно длинная лестница, и для того, чтобы взбегающие по ней пилоты не выдыхались до начала полета, лестница специально была заменена на эскалатор.
IMG_4058

49. Будка радистов
IMG_4066

50.
IMG_4071

51. Grumman F-14А Tomcat - двухместный реактивный истребитель-перехватчик четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла.
IMG_4036

52.
IMG_4034

53. Kaman UH-2 Seasprite - многоцелевой противолодочный вертолет.
IMG_4027


Все сделанные мной фото с Хорнета можно посмотреть здесь.


[Интересные ссылки]
Интерактивные панорамы Хорнета.
Воспоминания служивших на Хорнете.
Акция на Groupon - скидка на посещение USS Hornet.


[Новый Hornet]
В настоящее время существует инициатива присвоить имя Хорнет новому кораблю - универсальному десантному кораблю класса "Америка" (один из них в данный момент проходит испытания, еще 11 - запланированы).
На соответствующих сайтах предлагается обратиться с этой просьбой к местным конгрессменам и сенаторам - нужно всего-то подписать и отправить письмо.

54. USS America (LHA-6) на испытаниях в 2013 году
USS_America_(LHA-6)_off_Pascagoula_in_2013
131109-N-ZZ999-330

Смотреть в большом разрешении (4 256 х 2 832 п.)
Или здесь.


P.S. Такие большие посты делать оказалось непросто и долго, но интересно. Пожалуй, надо брать на вооружение =) Не думала, что можно найти такое огромное количество информации всего по одному кораблю, пусть и такому именитому. В архивы, как оказалось, можно зарываться до бесконечности. Более того, пока штудировала все найденные сайты, впервые нашла ошибку в русской версии статьи на Википедии. Сделала правку, горда собой)))))

Как я уже говорила, такой большой пост я делаю впервые, так что, надеюсь, вам понравилось. Если вы заметили какие-то несоответствия, или я напутала в терминах, поправляйте)

Да впечатляет конечно даже фото представляю ощущения находясь там