Закат на Mauna Kea и приятное знакомство

Эх, выложу вам сразу ягодку на блюдечке - тот вечер на Большом Острове, можно сказать, был лучшим. Причем, по многим параметрам! Но давайте по порядку.
Big Island - это место, где много что является самым-самым в мире. Даже во время подготовки к поездке (долгой и мучительной, некоторые меня точно поймут) я не все из этих природных рекордов нашла - многое выяснилось уже в процессе изучения объектов на местности.
Так вот, Мауна Кеа - это:
- неактивный вулкан
- самая высокая точка штата
- самая высокая гора на планете
- одно из самых лучших мест в мире для астрономических наблюдений (с) вики
- единственный на Гавайских островах вулкан, на котором расположен еще и ледник

Да-да, я тоже сначала не поверила статусу самой высокой горы на планете. Но тут, как выяснилось, надо понимать разницу между highest и tallest. Высота Мауна Кеа действительно составляет 10 203 м, что сильно выше, чем у Джомолунгмы, хотя на уровнем океана она возвышается всего на 4 203 м.
И вот представьте, что все эти 10 километров в высоту - нет, не результат того, что две плиты пободали друг друга - это все лава, вылившаяся из этой горячей точки за миллион лет. Представили? Теперь можете офигевать =))

1.
IMG_7895


Вообще, мы на Мауна Кеа не собирались. Я вычитала, что последние несколько миль подъема на нее лучше совершать на полноприводной машине, а поскольку у нас был Camaro, мы решили от подъема отказаться.

[Лирическое отступление]
Дорога, на самом деле, вполне неплохая, не хуже, чем на Racetrack. Главная опасность там - это резкий и долгий спуск, и поскольку было несколько случаев того, что у легковушек отказывали тормоза, там все вас будут пугать, что обязателен 4X4. Поэтому, если вы опытный водитель - то проблем у вас не возникнет. Я лично разговаривала с работником обсерватории, который ежедневно поднимается на вершину Мауна Кеа и спускается обратно на своей Элантре без каких-либо проблем.


Но на третий день стало известно, что в день нашего прилета все пешие туры к горячей лаве приостановили из-за внезапно возросшей активности вулкана Килауэа, а это означало, что у нас освободился лишний день. Так что, погоревав, мы забронировали тур на вертолете, а после полета поехали на Мауна Кеа.

Поднявшись на высоту около 2 000 м, мы припарковались у туристического центра и начали думать, что нам делать дальше. Поговорили с работницей в центре, поймали возвращающегося домой сотрудника обсерватории... Тетечка на кассе предложила как вариант попроситься кому-нибудь в машину с предложением оплатить бензин. Идея показалась заманчивой.

Олег, как обычно, свалил коммуникационную миссию на меня, и минут пять я стояла в нерешительности, оглядываясь и пытаясь найти кого-нибудь, кто явно приехал на мощной тачке, собирается ехать наверх, и у кого машина не битком. Почти отчаяшись найти таких, мы пошли к своей машине, но тут увидели молодую пару, ранее замеченную в visitor center, направляющуюся к красненькому Jeep Wrangler. Они явно собирались ехать.

Тут надо уточнить, что, во-первых, я интроверт. Во-вторых, страшно не люблю навязываться. В-третьих, подойти и спросить что-нибудь на английском у незнакомцев - это для меня жуткий стресс, почти что испытание. Обычно сделать это меня заставляет слово "надо" - в какой-то момент я понимаю, что без этого разговора мне ну просто никак не решить текущую проблему, и я подхожу.

В итоге, я решилась. Постучалась к ним в окно, сделала жалостливое лицо и спросила, а не могут ли они нас взять с собой. Ребята сразу же, не раздумывая, согласились! Мы, радостные, побежали в свою машину за вещами, и через пять минут уже активно поднимались на Мауна Кеа.

Стефан и Иви оказались нашего возраста, родом из Берна. По дороге мы много болтали, и в какой-то момент я задумалась, как нам ребят благодарить. Деньги предлагать не хотелось хотя бы по той причине, что по ним было сразу понятно - точно откажутся. И тут Иви обмолвилась, что они после Гавайев на обратном пути проведут 3 дня в Сан-Франциско. Я им тут же предложила повозить их по СФ и показать им такие места, которые без машины они точно не увидят.

Такие случаи в жизни меня сильно будоражат и радуют - меньше чем через неделю после возвращения из Гавайев я встретилась со Стефаном и Иви в Сан-Франциско, и вместе мы за день объездили все самые козырные места, съездили в центральный участок полиции Сан-Франциско, где Стефан взял нашивку (он полицейский), после чего очень тепло простились в аэропорту. В общем, у нас теперь есть с кем повидаться в Швейцарии =)

2. Первая остановка - мы увидели снег. В апреле. На Гавайях.
В отпуск я взяла всего одни штаны - на всякий случай. Случая одеть их мне так и не представилось, потому что в тот день я их банально забыла. А на вершине было 4 градуса по Цельсию... Поэтому вокруг шорт я повязала пляжный платок и бегала по вершине самой высокой горы планеты, как лохушка))
Второй ошибкой стало на первой остановке побегать друг за другом, играя в снежки. Мы и так очень быстро - меньше чем за 20 минут - поднялись с 2 000 до 4 000 м, так еще и бегать начали. Через минуту я узнала, что такое горная болезнь - мне очень не хватало кислорода, голова закружилась, а в ушах зазвенело. Нашим швейцарцам все было нипочем, ну на то они и швейцарцы.
IMG_7874

Помимо горной болезни, от которой я отходила еще пару часов после спуска, после этого отпуска меня еще около двух недель колбасило. Big Island уникален тем, что на нем представлены 11 из 13 климатических зон - за 9 дней организм просто офигел от того, что его по несколько раз в день кидали из одной климатической зоны в другую. Искупаться утром в теплом океане и насладиться красотой тропиков, проехать днем через вулканическую пустыню и к вечеру оказаться в альпийской зоне - на Большом острове это реально.

3. Мы на вершине. На какое-то время у меня настолько захватило дух, что я забыла даже о холоде и нехватке кислорода.
IMG_7893


4. На Мауна Кеа 13 телескопов, управляемых командами из разных стран и штатов. Хотят поставить еще один, так называемый, TMT (нет, не teenage mutant turtles) - thirty meter telescope. Проект стоимостью 1,4 млдр. долларов позволит заглянуть в прошлое на 13 млрд. лет. Если его позволят построить.
Дело в том, что вершина Мауна Кеа у гавайцев считается священной. Поэтому строительство еще одного телескопа - для гавайев совсем уже святотатство, плюс еще и экологи переживают за хрупкую экосистему горы. Протестанты сидят у туристического центра каждый день и занимают пол-парковки, их там достаточно много. Не мне судить, но мне кажется, что не будь на Гавайях такого высокого уровня безработицы, этих ребят бы там не было. И скорей всего, их поражение - лишь вопрос времени. Туристический центр уже вовсю продает сувенирную продукцию с символикой TMT, а значение проекта трудно переоценить: обычные крупные телескопы имеют диаметр 8 метров, TMT, соотвественно, будет иметь диаметр 30 метров и будет в 200 раз более чувствительный, в 200 раз быстрее работать и распознавать объекты в 200 раз тусклей.
IMG_7892

5. Почему именно на Мауна Кеа такой кристально чистый сухой воздух, который так любят астрономы, непонятно. Но, что интересно, на соседней вершине Мауна Лоа (кстати, до сих пор активный вуклан почти такой же высоты над уровнем моря) помимо обсерватории есть станция, делающая измерения содержания углекиского газа в атмосфере, и эти данные считаются эталонными во всем мире. Во как!
IMG_7880

6. Маленькие кратеры. По дороге на вершину еще проезжали странный ярко-красный кратер, но сфотографировать, к сожалению, не вышло.
На фото еще и луна полная попала)
IMG_7888

7. Уже через 15 минут мы с мужем замерзли настолько, что залезли в машину и не вылезали до самого заката, которого хотели дождаться ребята. Они вернулись в машину минут через 10 после нам, и следующий час мы провели, обсуждая политику, жизнь в Америке и Щвейцарии и путешествия.
На закат собралось очень много народу, многие тоже были в шортах, хаха)) Некоторые уселись на одеяло с кружкой чего-то горячего и в тишине созерцали, как все вокруг окрашивается в теплые персиковые цвета. Мы постояли с открытым ртом, сделали несколько фото и вернулись в машину досматривать закат в тепле.
DPP_0215

8. У меня с собой был бинокль, от нечего делать я попробовала снять изображение в нем на айфон. Неожиданный результат - фото без единого фильтра и обработки ниже. Ну и надо сказать, смотреть такой закат с увеличением было отдельным удовольствием.
#nofilter #какесть Мой #nikon #monarch - просто чудо! Вот он какой - закат на #maunakea с восьмикратным увеличением, снятый из машины на айфон, потому что за окном около 5 градусов, а я кагбэ в шортах... / Sunset at Mauna Kea in my Nikon monarch binoculars #увидетьиумереть #чекакхолодно #закатзакатурознь #4000 #головавоблаках #keygeography

Многие остаются на вершине до утра - во-первых, это же одно из лучших мест для наблюдения за звездами в мире, во-вторых, обсерватории иногда проводят лекции и мастер-классы, что тоже должно быть очень интересно. Судя по фото из интернета, звезды там и правда сумасшедшие.



Posts from This Journal by “4x4” Tag

Надо же, красота какая... Честно говоря, пейзажи совсем не вписываются в типовую картину рассказа "Отпуск на Гавайях". :-)
Да как-то, помимо пляжей, у нас ничто не вписалось в типовую поездку "в тропики"))
Вот так вот в воскресенье с утра узнаешь, что все что ты знал о самой высокой горе - неправда!..

А виды - потрясающие!
Спасибо за пост.
Почему-то факт того, что именно эта гора-вулкан - самая высокая на Земле - совсем неизвестен и непопулярен. Видимо, раз над уровнем океана не такая и высокая - то "не считается" =)
Да уж, не то, что я ожидала, когда было решено провести отпуск на острове!
слушай, там реально была нужна полноприводная? Судя по фото - дорога почищена прекрасно...
Полный привод там нужен не столько для того, чтобы подняться. Там спуститься сложней. Были случаи, когда тормоза перегревались и отказывали, поэтому они и требуют даже не awd, а 4wd. На страх и риск, как говорится, но, конечно, опытный водитель может справиться. Просто реально можно к кому-нибудь попроситься.
что-то я не уловила связи между тормозами и 4wd... Тормозные колодки у всех машин, вроде, на всех колесах, нет?
В чем-то там есть отличие, но я не разбираюсь) В любом случае, призыв использовать 4Х4 шел с позиции спуска, не подъема.